Образовательные стандарты и требования

    Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

    ФГОС НОО

    Изменения во ФГОС НОО, ООО

    Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования

    ФГОС ООО

    Изменения во ФГОС ООО

    Федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования ФГОС СОО
    Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

    ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

    Федеральные государственные образовательные стандарты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования обеспечивают:

    - единство образовательного пространства Российской Федерации, в том числе единство учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьей и иными институтами воспитания, с целью реализации равных возможностей получения качественного общего образования;

    - преемственность образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования;

    - вариативность содержания образовательных программ общего образования, возможность формирования программ общего образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

    - государственные гарантии обеспечения получения качественного общего образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации программ общего образования и результатам их освоения;

    - формирование российской гражданской идентичности обучающихся как составляющей их социальной идентичности, представляющей собой осознание индивидом принадлежности к общности граждан Российской Федерации, способности, готовности и ответственности выполнения им своих гражданских обязанностей, пользования прав и активного участия в жизни государства, развития гражданского общества с учетом принятых в обществе правил и норм поведения;

    - сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализацию права на изучение родного языка, возможность получения общего образования на родном языке, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации;

    - доступность и равные возможности получения качественного общего образования;

    - благоприятные условия воспитания и обучения, здоровьесберегающий режим и применение методик обучения, направленных на формирование гармоничного физического и психического развития, сохранение и укрепление здоровья;

    - формирование навыков оказания первой помощи, профилактику нарушения осанки и зрения;

    - освоение всеми обучающимися базовых навыков (в том числе когнитивных, социальных, эмоциональных), компетенций;

    - развитие личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач с целью адекватной ориентации в окружающем мире;

    - уважение личности обучающегося, развитие в детской среде ответственности, сотрудничества и уважения к другим и самому себе;

    - формирование культуры непрерывного образования и саморазвития на протяжении жизни;

    - разумное и безопасное использование цифровых технологий, обеспечивающих повышение качества результатов образования и поддерживающих очное образование;

    - единство учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьей и иными институтами воспитания;

    - личностное развитие обучающихся, в том числе гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание, ценность научного познания;

    - развитие государственно-общественного управления в образовании на основе функционирования органов коллегиального управления, включая ученическое самоуправление;

    - взаимодействие организации, реализующей программы общего образования, с семьей, общественными организациями, учреждениями культуры, спорта, организациями дополнительного образования, детско-юношескими общественными объединениями;

    - формирование у обучающихся системных знаний о месте Российской Федерации в мире, ее исторической роли, территориальной целостности, культурном и технологическом развитии, вкладе страны в мировое научное наследие и формирование представлений о современной России, устремленной в будущее;

    - развитие представлений обучающихся о высоком уровне научно-технологического развития страны, овладение ими современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями, расширение возможностей индивидуального развития обучающихся посредством реализации индивидуальных учебных планов с учетом получения предпрофессиональных знаний и представлений, направленных на осуществление осознанного выбора образовательной программы следующего уровня образования и (или) направленности;

    - применение обучающимися технологий совместной/коллективной работы на основе осознания личной ответственности и объективной оценки личного вклада каждого в решение общих задач;

    - условия создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности;

    - специальные условия образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом их особых образовательных потребностей.

    Стандарт является основной для:

    - разработки примерных образовательных программ общего образования, в том числе предусматривающих углубленное изучение отдельных учебных предметов;

    - объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших программу общего образования

    Федеральная основная общеобразовательная программа

    Федеральная основная общеобразовательная программа (далее ФООП) - учебно-методическая документация, определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы. Познакомиться с содержанием ФООП можно здесь.

    ФООП начального общего, основного общего и среднего общего образования одобрены Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол №9/22 от 14.11.22, Протокол №10/22 от 21.11.22).

    ФООП разработана для следующих уровней: начального общего (1-4 классы), основного общего (5-9 классы), среднего общего (10-11 классы);

    учебно-методическая документация ФООП включает: федеральные учебные планы; федеральный план внеурочной деятельности; федеральный календарный учебный график; федеральный календарный план воспитательной работы; федеральную рабочую программу воспитания; федеральные рабочие программы учебных предметов; программу формирования УУД; программа коррекционной работы;

    обязательные для применения - федеральные рабочие программы по предметам гуманитарного цикла: «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» в начальных классах. «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» для основного общего и среднего общего образования. Обязательные к выполнению - федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы;

    школы смогут непосредственно применять ФООП или отдельные компоненты ФООП без составления собственных рабочих программ на своем уровне. При этом школы сохраняют право разработки собственных образовательных программ, но их содержание и планируемые результаты должны быть не ниже, чем в ФООП;

    переход школ на ФООП запланирован к 1 сентября 2023 года. Школы должны привести ООП в соответствие с ФООП до сентября 2023 года.

    Стандарт включает 3 вида требований:

    1. требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

    2. требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

    3. требования к результатам освоения основных образовательных программ

    На уровне образовательной организации образовательные стандарты не утверждаются.

    Школа обеспечивает реализацию образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования.